728-79-22
(495)
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проект особняка для трех семей в пос. Монтевиль Загородный особняк на три семьи. Вид со двора Проектирование домов от архитектурного бюро Проект коттеджа от архитектурного бюро Проект дома от архитектурного бюро Проектирование коттеджей от архитектурного бюро проект современного дома проект классического коттеджа проект современного дома Архитектурное бюро. Проект клубного дома Архитектурное бюро. Проект клиники Архитектурное бюро. Проект 14 Архитектурное бюро. Проект 16 Архитектурное бюро. Проект гостиницы
Новости
Завершается отделка фасадов дома из газобетонных блоков, выполненного по нашему проекту. Смонтировано большинство инженерных систем, ведется внутренняя отделка. О строительстве...
Архитектурное бюро: António da Costa Lima + L Arquitectos Расположение: Португалия Площадь: 240 м.кв. Год: 2012 От архитектора: Дом расположен в городской черте, на Западном...
Поиск по сайту

Статьи по архитектурному проектированию и дизайну интерьера
Если вам не чуждо стремление окружить себя красотой, роскошной функциональностью и по настоящему современной практичностью, мы рады предложить вам свои услуги по проектированию коттеджей и загородных домов, жилых и общественных зданий от первых эскизов до рабочей документации и деталировочных чертежей.

Стили в архитектуре

Подобно тому, как в реальной жизни у каждого народа существуют два языка - гибкий разговорный и правильный литературный, так и в архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в действительности тесно переплетаются между собой. С уверенностью можно сказать, что "идеального" стиля не существует и быть не может, т.к. стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется.

«Стиль или стилизация» - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Можно говорить о стиле целых эпох, например, эпохе ренессанса. Можно говорить о персональном стиле, например, стиле дизайна конкретного интерьера, объединенного единством художественно-образных принципов, и все эти рассуждения будут о стиле.
Таким образом, наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует.
Стиль - это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику - смешение стилей, в худшем китч - безвкусицу. Границу, на которой следует остановиться в выборе или сотворении своего собственного стиля, определить трудно. Здесь требуются знания композиции, архитектуры, наличие вкуса, знание строительных и отделочных материалов. Все эти составляющие и определяют понятие «стиль».
Далее мы предлагаем вам ознакомится с краткой характеристикой архитектурных и интерьерных стилей дизайна различных направлений.
Подобно тому, как у человека имеется два мозговых полушария - левое и правое, у планеты Земля два своих - восточное и западное, так и направлений в стилях интерьера, по большому счету, два - восточное и западное, которые, в свою очередь подразделяются на более конкретные.

 
Ар-нуво (art nouveau, модерн)

Стиль, развившийся в архитектуре, искусстве и дизайне Европы в конце XIX века в противовес Неоготике. Для него характерны извилистые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле Ар-Нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в историю под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо почитались цветы ирисы и орхидеи.

 
Аrt-Deco

Ар-деко, 20-30 гг., - продолжение направления Ар-нуво. Вместе с тем влияние на него оказали Кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Париж неоднократно задавал стиль и моду. Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин породил стиль декоративного искусства, называющегося «Art-Deco».

 
Ампир

Название произошло от французского empire - имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля - сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от неё А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.
А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.
А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны.
Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклектики.

 
Английский стиль

Cтены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременный атрибут английской гостиной - мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшает тяжелая, но при этом изящная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке. Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором.

 
Античность

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.
Как вы понимаете, все имеет свое объяснение. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ. У них, конечно, были боги, но они были настолько «очеловечены», что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч.
Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным.
ельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было «изобретение» ордера (см.справочник) (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) - дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского.
Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским (см. справочник) и композитным ордерами.
Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (см. справочник) (у греков не было ни того, ни другого) они «изобрели» арочно-ордерную ячейку (прим. - триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

 
Африканский стиль

Это, пожалуй самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки - очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эффект дизайну придают шкуры тигров и зебр.

 
Барокко

Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творчества - собор Святого Петра в Риме - причисляют уже к стилю Барокко

 
Византия

Данному типу присущи мощные стены, прорезанные маленькими окнами и арками. Внутреннее пространство обильно украшено яркими коврами.

 
Возрождение (Ренессанс)

Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буонаротти, являвшийся в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. В частности, он сдваивает колонны и пилястры, меняет их ритм.

 
Викторианский

Стиль назван в честь королевы Виктории (2-я половина 19в.).
Викторианскую мебель отличают тяжеловесность и причудливость. Декор массивный и замысловатый. Цвет дерева обычно темный.

 
Готика (ХII-ХУ вв.)

Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, просторными, чрезмерно вытянутыми вверх помещениями, где человек чувствовал бы себя ничтожно малым созданием. В противовес никчемности плоти, пышным цветом расцвело «каменное кружево» тонкостенных построек Готика - время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности.

 
Египетский стиль

Египетский стиль дошел до нас благодаря культовым сооружениям, и хотя стиль просуществовал более четырех тысяч лет, он мало изменился с момента зарождения. Дошедшие до нас памятники той эпохи - это храмы, дворцы и гробницы, то есть монументальные сооружения, призванные олицетворять собой вечность. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. В постройках встречается три типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период - период появления Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до нашей эры). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств в «сторону человека». Погребальные сцены сменились изображениями плавающих рыбок, порхающих бабочек, трогательно чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст Нефертити - жены Аменхотепа). Впоследствии на элементах египетского стиля базируется весь ампир и ар-деко.

 
Индийский стиль

Индийский стиль - это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность - легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».

 
Индустриальный стиль

Тесно примыкает к Минимализму. Индустриальный стиль - с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование.
Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль - это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к «бытовухе».

 
Кантри

Деревенский стиль. Использование исключительно натуральных природных материалов.
Царство уюта и комфорта. Преобладание в интерьере простых натуральных тканей - ситца, льна.
В качестве аксессуаров зачастую используются старинные вещи, редкие книги, цветы. Плетеная или деревянная некрашеная мебель.

 
Китайский стиль

Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от других народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жизни и философское отношение ко всему происходящему.
«Вы живете во времени и пространстве, а мы только в пространстве», - гласит китайская мудрость. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель, а та, что есть, не отличается разнообразием. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук.
Мебель декорировалась сложной техникой многослойной лакировки. Для украшения применяли резьбу по черному лаку.
В отличие от аскетичной простоты Японии китайцы более полно используют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек.
В противоположность парадной мебели шкафы являлись простыми предметами обихода. Богатую обстановку жил ища завершают изысканно декорированные лаковые столики стойкой резьбой, на которые ставили украшения и вазы.
В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии - врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттенков на поверхности столов, шкафов. Но, в отличие от европейской, которая имеет с основной плоскостью один уровень, китайская выступает над поверхностью.
Мебель в домах знатных китайцев отличалась от мебели простолюдинов. Основными предметами интерьера среди мебели являлись лежак, стулья и столы. Все предметы изготавливались с использованием бамбука и имели, в основном, прямоугольные формы.
Еще одним отличительным признаком, по сей день живущим, пожалуй, лишь в Китае, является полное отсутствие занавесей на окнах, а в домах нет люстр, хотя электричество, конечно, освещает дома, но с помощью обычных ламп освещения.
Главная идея обустройства китайского жилища состоит в переплетении реального с мифологией, где основным действующим лицом представляется дракон - самый могущественный из всех животных.
«Главным» цветом в китайской жизни «назначен» красный - цвет огненного дракона, цвет энергии.

 
Китч

Объединенное название некоторых течений Пост-модернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.

 
Классицизм

Название говорит само за себя. В основе стиля собран опыт и принципы предыдущих стилей. Попытка создания идеального стиля, не просто на века, а навсегда. Идея время от времени перерождалась и снова становилась актуальной. До сих пор считается универсальным принцип «не знаешь как, сделай «Классицизм». Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка так называемой «ордерной» организации декора.

 
Минимализм

Пренебрежение декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах.

 
Модернизм

Порождение Кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауза». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей.

 
Неомодерн

Использование пластических форм Ар-нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

 
Пост-модернизм

Развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, Классицизм и Барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

 
Рококо

Модное направление в отделке дворянских особняков середины и конца 19 века. Роскошь гостиных, изобилующих дорогостоящими коллекциями произведений искусств. Вторая половина 19 века интересна Российским вариантом формирования рококо, а именно отказом от услуг архитекторов в оформлении интерьера. Сам владелец оформлял помещение в своем вкусе. Перегруженность декором, количеством предметов и, как следствие, замкнутость пространства - типичные признаки кризиса стиля этого времени.

 
Романский стиль

Слово произошло от латинского romanus - римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Р.С. развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато - углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм - крепость и замок - крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
Романская архитектура (X-XII вв., нач. XIII в. Для некоторых стран) : В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода.
Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Здесь, пожалуй, уместно познакомить Вас с понятием травеи (см. справочник). Травея - это проторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы.
Романская травея базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании.
Как только они этому научились, наступила эпоха готики.

 
Романтизм

Природные формы декора. Дикий камень, ковка, элементы Готики. Ужин при свечах. Считается характерным для поэтических натур.

 
Ренессанс

В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль - ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Р. складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Р. и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.
Первым архитектором Р. был Филиппо Брунеллески (1377-1446). В его творчестве нагляднее всего отразились основные достижения этой эпохи. Он первым создал дворец (палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры, в том числе и нашей. Основным достижением ренессансного дворца является окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека. Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, т.е. как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство. Высокий Р. ассоциируется в архитектуре с именем Браманте (1444-1514). Его Темпиетто из всех зданий Р. стоит ближе к античной архитектуре по органической полновесности форм и гармонической завершенности, основанных на золотом сечении пропорций. Основное достижение архитектуры Р. в очеловечении пропорций зданий.

 
Современный стиль

Всякое новшество в промышленности, технологии рождает свой стиль и моду. Мода влияет на материал, материал влияет на моду. Так, в первобытно-общинном строе «в моде» был природный камень. Одновременно в ход строительства шло дерево. Производная от дерева - папирус. Он применялся не только для общения на расстоянии, но и для декора. Позднее, с открытием металла, в обиходе «стал популярен» вначале такой материал, как медь, затем бронза. Изобрела цивилизация стекло, и в оформлении жилища стали активно использоваться его пластические и физические свойства.
Прошло несколько столетий, появилось поточное производство, промышленная химия, и, как результат «торжества человека над природой», пользуются спросом синтетические материалы в строительстве, отделке. Век пластмасс до сих пор прекрасно уживается в интерьере, причем как в общественном, так и в персональном.

 
Средиземноморский стиль

Этот стиль ярок, как природа этого региона: много солнца, моря, растительности. Заимствованные цвета: синевато-зеленоватый, золотисто-оранжевый, коричневый. Буйство красок - на ярко окрашенный стенах, на полах с выложенным узором из мраморной или цветной керамической плитки. Характерна некая грубоватость и не ровность стен, ощутимая фактурность, «рукотворность» их отделки и покраски. Большие окна впускают много солнца. В домах итальянцев и испанцев кованая мебель соседствует с крашеной деревянной, часто расписной.

 
Традиционный

К традиционным принято относить респектабельные интерьеры, воплощающие буржуазный порядок жизни. Это добротная, основательная мебель в стиле прошлых эпох, интерьер, состоящий из предметов, всегда имеющих историческую принадлежность.

 
Фен-шуй

Это - магия для дома. «Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме» (древнекитайская мудрость). Если у вас жилье строго прямоугольной формы, считайте, что вам повезло - это благоприятная форма. Так же как и восьмиугольная, - но такое встречается редко, - если вообще встречается. Выступы и вырезы на плане, соответственно, увеличивают или уменьшают зоны. Немного о цвете: в фен-шуй каждая из зон ба-гуа имеет соответствующий цвет. Правильно выбранный цвет поднимает энергию в соответствующей области вашей жизни. Конечно, немногие люди выкрасят целые комнаты в такие цвета. Чтобы поднять ци, попробуте поставить пурпурный светильник в зоне богатства, вазу, полную нежно розовых цветов в зону взаимоотношений и скульптуру из черного мрамора в зону, соответствующую вашей карьере. При выборе конкретных вещей и оттенков полагайтесь на свою интуицию.

 
Функционализм

Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности.
Философия стиля - «форма определяется функцией». Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы. Обивочные материалы (кожа или текстиль) идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью.

 
Хай-тек

Возник в Британии в 70-е годы XX века. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты - все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «Хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии.

 
Чиппендель

Появился в первой половине 18 в. во Франции. Мебель этого стиля элегантна и официальна.
Элемент изогнутости присутствует во всех деталях, здесь нет четких жестких сочленений. Сохраняется фактура дерева.
Спинки кресел прорезные открытые, жесткие, украшенные резьбой и инкрустацией. Ножки заканчиваются птичьей лапой, сжимающей шар.

 
Эклектика (есlесtiс)

Использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился.
Можно сказать, что нынешнее время, конец XX - начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально.
Этот стиль характеризуется скругленными углами, строгими вертикальными линиями и «отступающими» формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

 
Японский стиль

Японский тип оформления своего жилья, хотя и подчиняется определенным законам, но все же отражает индивидуальный дух собственного мира. Причем, и первая и вторая особенности живы до сих пор. Характерной особенностью японского вкуса является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит.
Если в китайском стиле широко в качестве перегородок используются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. Причем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне проводят длительный период всей жизни - беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят.
Главная задача хозяина дома - это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок используются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения, такие, как вазы.
Шкафчики и ларчики все же в жилище в ограниченном количестве присутствует, но, как и любая вещь японца, являются произведением искусства.